АННОТАЦИИ

Корчинский А. В.

Нарративная достоверность в исторической перспективе

В статье проблема нарративной достоверности ставится в более широком контексте художественно-эпистемологических характеристик исторических форм литературного дискурса, нежели это принято в современной нарратологии. Такое масштабирование проблематики представляется эвристичным как в теоретическом отношении, так и в перспективе исторического рассмотрения нарративных структур. С точки зрения теории нарративной достоверности, кроме проблемы читательского доверия повествователю, предлагается обратить внимание на достоверность событий на уровне их восприятия героями, а также на уровне сопряжения диегетического мира и экстрадиегетической наррации. С целью исторического рассмотрения проблемы нарративной достоверности вводится понятие режима достоверности, которое ставится во взаимосвязь с историческими формациями художественного повествования в модерной литературе. Также намечается типология режимов достоверности в русской литературе к. XVIII – н. XXI вв.

Ключевые слова: достоверность, нарратив, корреляция, сентиментализм, реализм

 Тюпа В.И.

Нарративная идентичность персонажа в исторической перспективе

Краткий исторический очерк соотношения категорий «характер» и «самость» (по терминологии Поля Рикёра) от древнерусской книжности до современной русской литературы.

Жиличева Г. А.

Интрига как категория исторической нарратологии

 В статье на материале русской литературы XVIII–XX вв. исследуется категория интриги. Рассматриваются теоретические и исторические аспекты данной категории. Интрига определяется как рецептивный аспект сюжета, совмещающий два плана наррации: референтный и коммуникативный. В результате анализа «интриги действия» и «интриги слова» устанавливается ряд закономерностей в построении нарративов классического, модернистского и постмодернистского периодов.

Ключевые слова: интрига, рецепция, нарратив, герой, читатель.

 

Жиличева Г. А.

Эпизодизация и связность нарративного текста в исторической перспективе 

Статья посвящена исследованию эпизодизации и связности сегментов нарративного текста на материале русской литературы 18-20 веков. Эпизод понимается как участок текста, характеризующийся единством места, времени и состава действующих лиц, а наррация как разделение истории на сегменты и связывание их в определенную последовательность. В результате анализа устанавливается, что принципы эпизодизации претерпевают определенную эволюцию: внешние мотивировки наррации меняются на внутренние. Осуществляется переход от формальных сцеплений эпизодов – к когерентному согласованию, от линейного повествования – к парадигматическому, а затем и к децентрированному.

Ключевые слова: эпизод, эпизодизация, связность, наррация, нарратив, русская литература. 

 

Моисеева Е.Ю. 

Историческая динамика метанарративности

В статье рассматривается поэтапное развитие форм метанарративности в русской литературе, анализируется динамика использования метанарративных приемов, постепенное расширение возможностей метанаррации по сравнению с другими формами литературной саморефлексии, создание метанарративных моделей, которые находят отражение в творчестве нескольких поколений писателей. Отмечаются многочисленные проявления метанарративности в современной литературе помогают более точно описать ее функции. Обнаруживаются примеры использования метанарративности  во многих текстах русской литературы ХХ века, для которых сложная многоуровневая структура является одним из наиболее продуктивных и часто используемых приемов художественного письма.

Ключевые слова: метанарративность, саморефлексия, нарратор, структура повествования, нарративные уровни.

 

Козьмина Е.Ю.

Фантастическое повествование в русской романтической повести первой половины XIX в.

В статье характеризуется фантастический нарратив в русской романтической литературе XIX в. в аспекте исторической нарратологии. На основе нарратологического анализа романтико-фантастических повестей делается вывод о существовании двух типов повествования – в нарративной стратегии притчи и в стратегии анекдота. Прослеживается становление повествовательных форм при изображении «пограничного образа мира» (Н. Д. Тамарченко). Отмечается влияние на романтическую фантастику прозы Н. Карамзина.

Ключевые слова: фантастическое повествование, историческая нарратология, нарративная стратегия, нарративная интрига, романтизм, фантастика.

 

Моисеева Е.Ю.

Ненадежный нарратор в диахроническом аспекте

Статья посвящена диахроническому рассмотрению фигуры ненадежного нарратора и особенностям ненадежной наррации на материале русской литературы XIX и XX веков. Подробно рассмотрены различные классификации ненадежной наррации, выявлены наиболее распространенные виды ненадежных нарраторов в русской классической литературе. Отмечается, что в XIX столетии данный способ наррации чаще всего используется для характеристики определенного типа героев, в отличие от современной ситуации, где для определенных типов повествования – в частности – автофикциональной прозы, ненадежный нарратор оказывается единственно возможной повествующей инстанцией.

Ключевые слова: ненадежная наррация, ненадежная фокализация, типология нарраторов, русская литература, современная проза, автофикциональная проза.

 

Зусева-Озкан В. Б.

Русская поэтическая наррация в исторической перспективе

Исследуется эволюция русской поэтической наррации. Демонстрируется, что поэтическая наррация (понимаемая здесь в трех значениях) прошла в русской литературе несколько фаз в течение чуть более, чем трех столетий. В эпоху рефлективного традиционализма она была крайне зависима от влиятельных образцов и «жанровой ментальности», отличалась высоким уровнем саморефлексии, в частности, в форме авторского метакомментария. В дальнейшем, с наступлением эпохи художествен-ной модальности в ее классической и неклассической фазах, поэтическая наррация характеризуется такими основными тенденциями, как фрагментированность, принцип сюжетной неопределенности, открытый финал в эпоху романтизма; «романизация поэзии», усиление сюжетного элемента в реалистической литературе; «субъектный неосинкретизм» в модернизме, когда события происходят с неопределенным, вероятностно-множественным субъектом; открытие «коллективной личности» и сверхсюжета «общего пути» в соцреализме, а также расцвет «ролевой лирики» у «шестидесятников»; отказ от «лирического я» и тенденция к остросюжетности, тяготение к мнемоническому регистру наррации в современной литературе.

Ключевые слова: поэтическая наррация, историческая нарратология, нарративная поэзия, лирический сюжет, поэтическая проза.

  

Муравьева Л. В.

Mise en abyme (нарративная редупликация) в русской литературе: диахроническая перспектива

 В статье предпринимается попытка диахронического описания фигуры mise en abyme (нарративной редупликации) в русской литературе. Вопреки устойчивому представлению о том, что mise en abyme тесно связана исключительно с экспериментальными практиками письма, она обнаруживается в самом широком спектре текстов. На материале русской прозы XIX-XX вв. показывается, что смысловые и функциональные эффекты, задаваемые этой фигурой, разнообразны: от пролепсиса и аллегорического иносказания — до метафикционального размывания границ между реальностью и вымыслом. Несмотря на вариации функционального потенциала mise en abyme, основная задача такого типа нарративного построения тесно связана с экспериментальными ресурсами письма, попыткой обнажения границ между реальностью и текстом и осмыслением взаимосвязи между пишущим и письмом.

Ключевые слова: mise en abyme, нарративная редупликация, нарративная авторефлексия, русская литература

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *